Рафик Мухаметшин: Мусульманское образование переживает застой
— Многие специалисты, в том числе и Вы, утверждаете, что мусульманская образовательная система переживает кризис. Большинство шакирдов не работает по полученной спеиальности, в то же время уменьшается число поступающих в медресе. В каком состоянии сегодня мусульманское образование? Переживает ли оно застой?
- К сожалению, можно говорить, что сегодня мусульманское образования перешло к эпохе застоя. В 1990-е годы мы лишь эмоционально говорили, что религия возвращается к обществу. Конечно, были и те, кто старался получить религиозное образование. Однако, сейчас вперед вышел прагматизм. Нужен мотив. Такие элементарные вопросы как «Кем станет мой ребенок, когда закончит учебу? Какую зарплату будет получать? Будет ли у него квартира?» волнуют как родителей, так и детей. На Кавказе, скорее всего, такой проблемы нет, в Чечне образовалась иная система. Там имамы получают зарплату, дети с 1 по 11 классы изучают основы религии. Однако в Чечне свои особенности, и их опыт нам не совсем подходит.
- В образовательной системе очень остро стоит проблема кадров. В какой степени шакирды социально защищены?
- Мы провели небольшое исследование. Сегодня в Татарстане 1400 мечетей, 850 из них нуждается в имамах. А ведь мы работаем уже 20 лет. Еще в 1990-х годах было 15 медресе. В течение 20 лет мы выпустили столько шакирдов, что каждой мечети было бы по три имама. Но где же они? В мечети они не идут.
Сегодя в деревнях проблему зарплаты махалля (община) решить самостоятельно не в состоянии. Пять тысяч рублей для молодого специалиста – это очень мало. Ко всему прочему присоединяется проблема проживания. Поэтому развитие системы мусульманского образования связано с обществом, с тем, как работают махалля. Скажем, если махалля обеспечивало бы имама зарплатой, то кадры обязательно были бы. Это очень большая комплексная проблема, и она беспокоит всех нас.
- Каково сегодняшнее положение медресе. Шакирдов с каждым годом все меньше, в то же время увеличивается число мигрантов. Есть ли понимание этой проблемы?
— Всем понятно, что кадры готовить нужно самим. Образовательная система превратилась в очень важный фактор. Для того чтобы хорошо работали религиозные управления необходимы готовые кадры. Изменения не могут существовать без профессиональной высшей образовательной системы. Это хорошо понимает и наше правительство, и Москва. Поэтому ведутся переговоры о систематизации оказания помощи религиозным образовательным учреждениям. Если говорить о положении религиозных образовательных учреждений, то здесь действительно много проблем. Данный вопрос обсуждался и на заседании Совета религиозных образовательных учреждений.
— Кстати, в начале июня состоялось заседание Совета по исламскому образованию. Какая проблема была поднята на заседании?
— Мы первым делом поставили вопрос о стандартизации программ. В работе заседания совета исламских образовательных учреждений участвовал и замначальника управления президента России по внутренней политике Михаил Белоусов. На данном заседании он подчеркнул, что уже нужно начинать работать. Мы тоже в свою очередь к концу года договорились реализовать первую ступень стандартизации. Это очень сложная проблема. До революции и у нас были разные медресе. Медресе в деревне организуется около одной личности. К примеру, Бубый, вернувшись из обучения, организовал около себя медресе. Здесь никаких стандартов не было, однако, это тоже традиция. Мы не должны терять сложенные испокон веков в определенные формы традиции. Об этом мы говорили. Может они будут трехгодичные, или четырехгодичные, пока не известно. Например, возьмем медресе «Мухаммадия», дающее высшее образование. Они обучают пять лет. Однако медресе не может быть высшим. В таком случае оно станет институтом или университетом. Но в то же время «Мухаммадия» – это «Мухаммадия». Не учитывая дореволюционные периоды, у него уже есть своя двадцатилетняя история. В России это самое популярное учебное заведение. Однако есть и другая сторона проблемы – толкая медресе к трехлетнему периоду обучения, мы не должны потерять двадцатилетние традиции. Проблему о стандартах необходимо рассматривать, учитывая все эти вопросы.
— Готовы ли медресе к стандартизации?
— Слово стандарт тревожит ректоров медресе. Потому что большинство из них привыкли работать так как есть. Сегодня они связывают эту проблему с деньгами. Если они примут эти программы, мы сможем на этом основании оказывать им помощь. Подготовив учебники, мы сможем обеспечить их полностью с методической точки зрения. Если у двухгодичного медресе, допустим, нет учебников? Кто будет ему писать этот учебник? Даже если есть желание, помочь методически будет очень сложно.
Сегодня в Татарстане работают девять медресе, и каждое из них работает исходя из своих возможностей. Кто как хочет, так и обучает. Мы наблюдали со стороны и на медресе и высшие учебные заведения и Москве. Парадоксально. В медресе «Мухаммадия» обучают пять лет, в то же время есть медресе, обучающие лишь два года. В исламских высших образовательных учреждениях проблем меньше – они перешли на систему бакалавра и магистратуры. Поэтому отношение к тем, кто готовит исламские кадры, отношение различное.
В государственных стандартах есть компетенция. То есть, когда готовят программы, мы должны четко отвечать на вопрос: Кого мы должны готовить? Какой должна быть степень обученности шакирдов? Сколько предметов должны обучать? Например, что в обязательном порядке он должен изучить из Корана или из фикха? Все это должно быть прописано в основе программы. В Духовном управлении мусульман республики организовался центр методического обучения. Туда вошли все медресе. Это большая работа. Самое важное то, что данная работа в Татарстане уже началась.
Беседовал Айзат Шаймарданов
Специально для Исламского портала